Об электронной регистрации прав
и электронно-цифровой подписи
13 июля в Омской кадастровой палате прошла «прямая линия», посвященная вопросам электронной регистрации прав и электронно-цифровой подписи, на которые отвечали администратор Удостоверяющего центра Омской кадастровой палаты Иван Ивченко и заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области Юлия Швецова. Это был первый опыт открытого совместного мероприятия для заявителей, органов местного самоуправления, риэлторов и кадастровых инженеров. Кстати, о новых возможностях в сфере недвижимости омичи узнавали не только по телефону и электронной почте, но и лично посетив офис Кадастровой палаты.
- Где в Омске можно получить электронную подпись?
- Удостоверяющих центров в Омске достаточно много. Омская кадастровая палата ввела услугу получения электронной подписи (ЭП) этой весной. Федеральная кадастровая палата может удостоверить личность в Омске по адресам: ул. Красногвардейская, 42 и ул. Дмитриева 5/3, а также в любом районе области, в любом регионе России.
- Вы электронные подписи выдаёте?
- Технически. Вы сами подаёте заявление и скачиваете файл закрытого ключа электронной подписи, это максимально безопасный вариант. Сайт нашего удостоверяющего центра: uc.kadastr.ru. Наша работа заключается в том, чтобы проверить правильность заявления и удостоверить вашу личность, когда вы придёте в офис с паспортом. Всё проходит без очередей.
– Но Кадастровая палата закрывает офисы приёма…
– Удостоверяющий центр будет по-прежнему открыт. В МФЦ мы передаём другие полномочия: приём и выдачу документов.
– Сколько стоит электронно-цифровая подпись?
– 700 рублей для любой категории заявителя. Это очень социальная цена. Физическому лицу для приобретения не нужно даже заключать договор. Но к электронной подписи нужна дополнительная программа - КриптоПро. Для разовой сделки можно установить дома пробную версию на месяц.
– Я могу обзавестись несколькими электронными подписями, как юрлицо или физлицо?
– Да, у вас может быть несколько ЭЦП. Одной вы пользуетесь как представитель своей фирмы или органа власти. В этом сертификате электронной подписи указаны реквизиты вашей организации. А другую подпись вы можете использовать для сделок и личных вопросов.
– Какие услуги доступны с ЭЦП в Омске?
– Совместимость вашей электронной подписи с различными государственными услугами вы можете узнать в своём удостоверяющем центре. Например, ЭЦП, которую формирует Кадастровая палата, совместима с сервисами налоговой, таможни, ГИС «ЖКХ», Госуслугами, порталом Росреестра, ГАС «Правосудие» и «Мой арбитр». Этот список постоянно расширяется. Многофункциональность – одно из главных преимуществ нашей услуги.
Сейчас вам доступны все электронные услуги Росреестра, всё, что перечислено на сайте, работает. Вы выбираете услугу в меню сайта (www.roseestr.ru), ставите галочки, там всё интуитивно понятно. Можно зарегистрировать право, сделку, можно при помощи ЭЦП подать заявление о запрете сделок без личного участия. Например, вы в отъезде, получили плохие новости, забеспокоилиcь - получите подпись в удостоверяющем центре и подавайте заявление о невозможности регистрации без вашего личного участия.
– Мы можем сами совершить электронную сделку с недвижимостью без риэлтора?
– Да. Составьте договор по типовому проекту из Интернета и отсканируйте в формате pdf. Подпишите его в КриптоПро вдвоём (стороны договора) своими электронными подписями. Если нужно согласие супруги, она может оформить документ у нотариуса в электронном виде и переслать вам по электронной почте, цена будет та же самая.
Далее вы заходите на портал Росреестра (www.rosreestr.ru). выбирайте вкладку «Подать заявление на государственную регистрацию прав». Первым заявление о праве собственности заполняет покупатель, следующей идёт форма заявления о переходе права для продавца. В конце портал формирует заявление, вы его совместно подписываете, прикрепляете договор купли-продажи и отправляете на портал.
– Можно ли на месте, в Кадастровой палате, сдать документы, заверенные электронной подписью?
– Нет. Смысл электронной подачи документов в том, что вы получаете сертификат электронной подписи, а затем ваша сделка проходит в максимально комфортных условиях, например, дома или в офисе, с чаем и кондиционером.
– А как быть с дополнительным документами для сделки, например, согласием супруги? Оно же оформляется на бумаге.
–За ту же сумму нотариус оформит согласие в электронном виде с приложением своей электронной подписи и запишет вам на флэшку. Нотариусы давно практикуют электронные услуги. Заметьте, любые дополнительные документы они тоже могут перевести в электронный вид, эта услуга называется «Удостоверение равнозначности», она недорогая.
Удостоверение равнозначности означает, что отсканированный документ, подписанный электронной подписью нотариуса, имеет ту же юридическую силу, что и бумажный. Этот документ теперь можно послать по электронной почте, приложить к заявлению о регистрации прав. Есть только два исключения для «Удостоверения равнозначности» – договоры в простой письменной форме, то есть составленные сторонами и не удостоверенные у нотариуса, и документы удостоверяющие личность, например, паспорта.
По сути, к электронной сделке вы готовитесь так же, как и к традиционной, так же собираете пакет документов. Но с «удостоверением равнозначности» это сделать легче. Например, вам могут прислать электронный документ из другого города, или вы можете подписать доверенность на сделку также в электронном виде.
– Как риэлтор могу сказать, что очень страшно, когда приостанавливают электронную сделку.
– О ходе обработки документов вам поступают официальные сообщения на электронную почту. И время на тревожное ожидание сокращается: с 1 июля регистрация электронных сделок занимает 4 дня, электронной ипотеки – 3 дня. Наследство или нотариальная сделка – 1 день (следующий за приёмом документов). Мы регистрируем электронные сделки быстрее в 2 раза.
В случае приостановления электронной регистрации, вы узнаете причины приостановления и способы их устранить в режиме онлайн в день принятия решения регистратором. Представить недостающие документы можно в этот же день. Это займет гораздо меньше времени, чем традиционная приостановка на бумаге.
Кроме того, в электронном виде в полной мере реализован принцип экстерриториальности. Вы подаёте заявление на портал Росреестра, и затем оно поступает в соответствующий территориальный орган на обработку. Можно продать свою квартиру, находящуюся в другом городе.
– Я, как риэлтор, сталкивался с тем, что от наших клиентов некоторые организации требуют документы исключительно на бумажных носителях, «с синими печатями».
- Об этих инцидентах сообщайте в Управление Росреестра по Омской области. Мы проведем разъяснительную работу о юридической силе электронных документов, направим соответствующие письма.
– Есть трудности и с нотариусами, я сталкивалась с отказом «удостоверения равнозначности».
– Возможно, вы хотели удостоверить равнозначность документа, который попал в список исключений, – договор в простой письменной форме. Для всех остальных случаев - сообщайте, будем обсуждать проблему с нотариусами.
– Заявители могут подать документы в Росреестр раздельно?
–Нет. Технология электронной регистрации такова, что если это сделка, то заявление подаётся совместно. Вам надо лично присутствовать за одним компьютером.
– Мы хотели зарегистрировать объект муниципальной казны (жилой дом) в порядке приватизации в первый раз, и затрудняемся. Нам нужна только ЭЦП Кадастровой палаты? Другие не подойдут? У нас их несколько.
– Нет, электронная подпись может быть выдана любым удостоверяющим центром. Возможно, вы не установили все нужные программы. Для работы с порталом Росреестра, вам необходима программа - криптопровайдер.
Обязательно нужен КриптоПро: платная или демо-версия. При работе на сайтах дополнительно поставьте КриптоПро browser plug-In или Capicom – это бесплатно. При подписании документов для внутренних нужд используйте любую программу для подписи файлов, например, КриптоАРМ, Taxcom Cryptoline. Настройте своё рабочее место по инструкции с портала Росреестра.
– Когда подпись становится недействительной?
– Если Вы переименовали файл, например, договора, переименуйте также и файл электронной подписи с расширением *.sig. Подпись останется действительной.
Но если в самом файле договора изменили хоть одну букву, нужно переподписывать заново.
Называйте подготовленные файлы сразу корректно, чтобы не запутаться.
– Насколько это экономично – электронная сделка?
– Портал сам вычисляет госпошлину. Для физических лиц она будет меньше обычной на 30%. Давайте посчитаем: к примеру, ваша пошлина при личной подаче документов в МФЦ составила бы 2000 рублей, и оплатить её нужно сразу. Онлайн пошлина выйдет 1400 рублей, и оплатить её можно в течение 7 дней после подачи заявления. (И вот Вы уже частично покрыли расходы на электронные подписи, сэкономили на дороге, заключили сделку в домашнем комфорте).
Сумма и реквизиты платежа поступят на ваш адрес электронной почты. При оплате госпошлины онлайн или в банкомате не забудьте дополнительно указать УИН (уникальный идентификационный номер), чтобы платёж своевременно поступил в государственную информационную систему платежей ГИС ГМП.
Когда пошлина поступила, портал передаёт ваше заявление в территориальный орган Росреестра для регистрации прав.
– Для какой электронной сделки сторонам не надо приобретать электронную подпись в удостоверяющем центре?
– Если вашу сделку удостоверяет нотариус, то для неё достаточно электронной подписи нотариуса, а заявителям в таком случае она не нужна. Затем нотариус может сам подать документы на портал Росреестра.
– Какие меры предосторожности должен соблюдать владелец электронно-цифровой подписи? Я боюсь вставлять такую флешку в чужой компьютер, вдруг там вирусы?
–Это разумная предосторожность. Если на компьютере нет антивируса, или вы просто хотите принять дополнительные меры, купите для вашей электронной подписи токен, а не флешку. Принципиальное отличие состоит в том, что в токене все вычисления, нужные для подписания документа, проводятся не на компьютере, а в самом токене. Операционная система не получит доступа к данным на токене без активного содействия пользователя. То есть любая попытка хакинга и фишинга будет вам видна.
– Какие сделки с электронно-цифровой подписью вы считаете небезопасными?
– Самым безопасным является вариант работы в Удостоверяющем центре Кадастровой палаты. Вы сами формируете ключ электронной подписи на uc.kadastr.ru, сами его скачиваете, закрытый ключ электронной подписи остаётся только у вас. Работа наших специалистов – только проверить заявление и удостоверить личность. Потом вы в офисе риэлтора, в банке вставляете свой токен или флешку, подписываете документы, затем обязательно забираете её.
Менее безопасным будет вариант, когда стороны сделки получают подписи в составе комплексной услуги по электронной подаче документов. Люди обзаводятся электронными подписями, подписывают документы, по сути, не получая на руки файла. А копия подписи при такой схеме может остаться у третьего лица.
Будьте внимательны, не передавайте закрытый ключ электронной подписи третьим лицам: ни супругам, ни представителям по доверенности, ни риэлторам, никому, – и не оставляйте файл закрытого ключа в офисе удостоверяющего центра.