Фото недели
Называевскому району
90 лет
О жизни района
нам цифры
расскажут
327
кубических метров пиломатериала изготовлено в 2015 году в Называевском лесхозе. Вся продукция реализована по заявкам населения и организаций в районе и городе Омске.
154
экземпляра районной газеты «Наша Искра» получают жители населённых пунктов Покровка, Рыбье, Батареевка и Сырьёвка, начиная с 1 января. Это на 14 экземпляров больше, чем в предыдущем полугодии. Газеты им доставляют почтальоны Лариса Шультайс и Арайлым Нуреева.
2
миллиона 128 тысяч рублей предусмотрено в бюджете Называевского муниципального района на 2016 год на организацию горячего питания учащихся в муниципальных образовательных учреждениях района. |
Памятка гражданам об их
действиях при установлении
уровней террористической
опасности
|
Армейские воспоминания
«Я только в поезде узнал,
что служить придётся три года» | Пограничники, моряки, танкисты, связисты, артиллеристы – у каждого из этих родов войск есть свой профессиональный праздник. Но День защитника Отечества – это праздник всех настоящих мужчин, кто обеспечивает безопасность нашего государства и охраняет мирный покой граждан своей страны. Вот мы и попросили мужчин, прошедших военную службу, поделиться своими воспоминаниями с читателями.
Александр Григорьев,
служба октябрь 1976 –
ноябрь 1979 года:
- Ранним октябрьским утром 1976 года с родственниками мы приехали из Большепесчанки в Называевский военкомат. Подтянулись сюда и ребята-призывники из других населённых пунктов, всего около десятка человек, и тоже с друзьями и родными. Огромной толпой пришли на перрон вокзала. Последние минуты прощания. И вот уже утренняя электричка мчит нас в Омск в сопровождении сотрудника военкомата Любови Васильевны Горинчой.
Сборный пункт в клубе «Металлист» гудел разномастной толпой бритых голов. За командой №150, в которую входил и я, «покупатели» прибыли лишь через неделю. Только по прибытии во Владивосток узнал, что буду служить в ВМФ на Тихом океане.
7 месяцев проходил учёбу в школе связи на острове Русский, там же через месяц принял присягу, а затем чуть более 2,5 лет служил на гвардейском ракетном крейсере «Варяг». В основном служба проходила у берегов Советского Союза. Несли боевое охранение дальневосточных рубежей: Камчатка, Сахалин, Охотское море.
Подъём в 7 утра. Зарядка. Приборка на корабле: каждый убирает свою материальную часть, я – аппаратуру связи. Занятия по специальности. Политзанятия. В личное время писали письма на родину, потом ждали весточку из дома. Ходили в увольнение на берег.
Довелось побывать на военных учениях на большом десантном корабле «Николай Вилков». На несколько дней выходили в море. Здесь проверялась готовность всех военно-морских сил к боевым действиям, в том числе и мои знания как военного связиста. Никакой дедовщины у нас не было. Коллектив на морфлоте очень дружный. Не наблюдал каких-либо ущемлений прав матросов и превышения уставных требований со стороны старшин или офицеров крейсера.
Моя служба отмечена следующими ступенями: гвардии матрос – гвардии старший матрос – гвардии старшина 1-й статьи – гвардии главный старшина.
Прошло 36 лет, а я до сих пор храню свою военную форму, в которой вернулся со службы домой. В последнее воскресенье июля, когда отмечается День Военно-Морского Флота, я надеваю тельняшку и бескозырку, и мы всей семьёй поднимаем по флагштоку андреевский флаг, который является главным корабельным кормовым флагом Российского Флота.
Владимир Маевский,
служба с 24 октября 1977
по 21 ноября 1979 года:
- Призывался я Марьяновским военкоматом, поскольку после окончания железнодорожного училища №23 работал на станции Входная и жил у бабушки в Марьяновке. Сам попросился в пограничные войска. Просьбу мою учли. И вместе с другими призывниками на самолёте нас доставили в город Николаевск-на-Амуре – это порт в Хабаровском крае в отдельный контрольно-пропускной пункт.
В течение трёх месяцев прошли курс молодого бойца, приняли присягу, и в течение двух лет на этом ОКПП проходила вся служба. Мы по линии охраны государственной границы принимали, проверяли и охраняли японские, филиппинские, иногда, кубинские суда, которые приходили в СССР за лесом. Пограничники, таможенники, сотрудники СЭС проходим на иностранное судно, проверяем паспорта команды, сверяем по «судовой роли» нет ли тех, кто решил нарушить границу и проникнуть на территорию страны, нет ли контрабанды. Ставили в документах штамп о том, что пограничный досмотр пройден. И только после этого судно имело право отправиться в тот порт, где загружалось лесом. А если стояло в нашем порту на погрузке, то мы смотрели, чтобы ничего запретного не пронесли на судно, чтобы на него не проник никто посторонний.
С нами служили морчасти погранвойск на «Аистах» - небольшие катера, развивающие скорость на воде до 60 км/час. В помощь нам были мощный прожектор и радары, если вдруг кому-то вздумается подойти или подплыть к иностранному судну ночью. Задерживали не раз тех, кто пытался пронести на судно красную рыбу, икру, а с судна вынести иностранные шмотки, жвачку, продукты питания, виски. Сейчас всего этого полно в нашей стране, не рады уже, а тогда страна жила за так называемым «железным занавесом», всё иностранное было плодом запретным.
В летний период мы несли службу в три смены. Мы – лицо границы. Всегда внешний вид у пограничника должен быть образцовым: свежий подворотничок, сверкающие пуговицы кителя, шинели и пряжка ремня, начищенные сапоги. Иностранцы пытались нас «одарить», вручая ручки, жвачки, шоколад, даже порнографические журналы. Но брать это было нельзя. Сразу попытки пресекались, и особый отдел проверял, а с какой целью осуществлялся подкуп пограничника.
Зимой каждую среду – дневные и ночные стрельбы. К месту стрельб шли на лыжах, а это 10-15 километров. По пути следования проходили в противогазах дымовую завесу. Обратно на погранзаставу привозили нас на автомобилях ГАЗ-66.
Был у нас хозвзвод: солдаты выращивали поросят, ловили горбушу, кету, белугу. Всегда в меню пограничников была красная рыба.
Призывался я молоденьким парнишкой, который ничего не знал и ничего не видел. Армия, и это безо всякой высокопарности, воспитала меня морально, физически и «подковала» политически, там я приобрёл опыт общения в коллективе. С этим багажом по жизни идти легче.
Владимир Гужов,
служба с 26 мая 1990
по 28 мая 1992 года:
- В Восточной Германии, в то время называвшейся Германской Демократической Республикой (ГДР) служил мой старший брат Александр, видимо, потому и меня решили направить на службу в это государство. Наш самолёт приземлился в аэропорту Брандт. А дембеля как раз отправлялись домой, помахав нам ручкой. Служба проходила в части Военно-Воздушных Сил (ВВС), которая квартировала в городке Вернойхен. Гарнизон этот строили немцы ещё до Великой Отечественной войны, с этого аэродрома немецкие самолёты летали бомбить Москву.
Мы жили в казармах, в которых когда-то жили немцы. Везде идеальный порядок, чистота. Поддерживали его сами солдаты. На территории части росли яблоки, груши, орехи. Для нас, сибиряков, просто чудо!
Как и у всех были курс молодого бойца и принятие присяги. Сначала дали автомобиль УАЗ-2206, поскольку после окончания Жирновской средней школы я получил в Называевской автошколе ДОСААФ профессию военного водителя. И я полгода перевозил секретную документацию. Получив звание младшего сержанта, стал командиром отделения новобранцев и обучал их «прелестям» солдатской жизни.
Год я прослужил в Советской Армии, а потом СССР развалился, стала Российская Армия, ГДР и ФРГ вновь объединились в единую Германию. Начался вывод наших войск из этого государства.
Нашу часть расформировали, и я продолжил службу на авиационном полигоне километрах в 100 от порта Росток на севере Германии. В мои обязанности входила передача на командный пункт результатов наблюдений за точностью попаданий нашей военной авиации во время учебных бомбардировок мишеней на полигоне. Помню, что лучше других стрелял авиаполк, ранее дислоцировавшийся в Афганистане. Они с ювелирной точностью уничтожали все наши мишени.
У нас офицеры и прапорщики были, в основном, украинцы и белорусы, мы их называли хохлы и бульбаши. И немец, хозяин близлежащей свинофермы, дружил с ними, приезжал в часть попариться в баньке, привозил сальца, шнапса. А ещё пострелять дичь, которой на полигоне было полно. У них-то после объединения Германии отстрел дичи был запрещён. В общем, начальство иногда устраивало себе отдых. Немцам местным командир части разрешал приходить в военторговский магазин, где товары и продукты многие были в 2-3 раза дешевле, чем у них.
Кстати говоря, в тот период немцы к нам относились очень дружелюбно, ни разу никто не столкнулся с агрессивными выпадами. Немецкий порядок во всём поражал: деревья, газоны подстрижены, дороги ровные. Мы вряд ли когда-нибудь будем так жить, у нас в головах сначала надо навести порядок.
Виктор Колобов,
служба с июля 1959
по декабрь 1962 года:
- Жил я в то время в Кормиловском районе, но призывался одним из омских военкоматов. Новобранцев собрали в клубе водников имени Сталина. Сформировав эшелон, повезли нас на Дальний Восток. Проезжали озеро Байкал, поразивший нас красотой природы и чистой водой, в которой нам удалось искупаться. В Хабаровске, куда нас привезли, удивились дикоросам: винограду, орехам. А весной сопки благоухали ландышами, запах – умереть! Я послал сестре в конверте. Запах сохранился.
Военной профессии обучались не в учебке, а прямо в части нас учили «старослужащие». Потом сдавали соответствующие экзамены. Оператор радиолокационной станции разведки и целеуказаний в войсках ПВО (противовоздушной обороны) – это моя военная специальность. Дивизион наш и наша станция были на хорошем счету. Нас посылали обслуживать полёты авиации на военных аэродромах. Локаторы стояли такой мощности, что захватывали цель на расстоянии 360 км и вели её до 100 км. И дивизион автоматически её брал у нас. Когда смотрю военные фильмы, то вижу эту станцию, она до сих пор находится на вооружении.
В пору моей службы возник конфликт, известный как Карибский кризис. В один из дней в октябре 1962 года нас собрали в ленинской комнате и сказали, что возможно придётся воевать. Потом подняли по тревоге, привезли на военный аэродром, и мы там неделю сидели в ожидании отправки. К счастью, политики этот вопрос утрясли, и нас вернули в расположение части.
За 3,5 года мне довелось лишь один раз быть в наряде по кухне и один раз заступить в караул. Больше нас не трогали, считали незаменимыми специалистами.
Мы заступали на дежурство на сутки. Потом - отдых. Потом опять дежурство на станции. Конечно, были политзанятия и физподготовка. Я даже в армии получил 2-й разряд по лыжам. Увольнение нам не полагалось.
Вернулся на гражданку в звании младшего сержанта, стал на воинский учёт и теперь я капитан запаса.
Иван Яблонских, служба с 8 мая 1984 года по 9 мая 1987 года:
- Со школьной скамьи мечтал служить в пограничных войсках. В военкомате ещё за пару лет до призыва объяснили, что надо заниматься спортом. Это я взял на вооружение, имел первый разряд по лыжам. Да, я призывался не со своим годом, так как окончил Омское медицинское училище №1 по специальности «Фельдшер» и успел полгода поработать на «скорой помощи».
8 мая 1984 года на омском сборном пункте мне поменяли команду 300 на 300А и направили служить в морские части пограничных войск. Только в поезде я узнал, что вместо двух лет мне придётся служить три года. Расстроился. Но офицеры убедили, что служба интересная и даже романтичная.
Учебный центр располагался в Анапе на берегу Чёрного моря. Как человеку, подготовленному к службе, учёба давалась очень легко. Приняли присягу. Я получил ещё смежную специальность торпедиста-минёра. Через полгода учебки меня направили служить медицинским работником в полковой медпункт. Честно, скучновато.
Стал писать рапорты на командование, чтобы попасть на военный корабль. И дождался своего часа, когда мне предложили службу в должности военного фельдшера в 8-й отдельной бригаде сторожевых кораблей Тихоокеанского пограничного округа с базированием на острове Шикотан – одного из Курильских островов. Был сформирован экипаж пограничного корабля под руководством капитана 2-го ранга Уланова. И все ребята, в основном, из Донбасса. Сейчас переписываемся с ними в «Одноклассниках».
Из Анапы мы прибыли в Ярославль, где на верфях нас ожидал новенький корабль. А потом корабль со сложенными мачтами на понтонах тащил буксир по такому пути: Рыбинское водохранилище – Волга – река Свирь – Ладожское и Онежское озёра – река Нева. Отсюда пошли своим ходом: Кронштадт, Финский залив, Таллин, где прошли размагничивание корабля и госиспытание. Далее Лиепая, откуда отправились в дальний поход из Балтийского моря в Атлантический океан.
Проходя проливные зоны иностранных государств, нас сопровождали самолёты, зависали вертолёты стран НАТО, что напоминало кадры из кино, но не на экране, а в реальной жизни. Личный состав весь был на боевых постах, на палубе кроме радиометриста и штурмана никого. Мы на натовские выпады не отвечали, а следовали заданным курсом.
По прибытии в Североморск пополнили продовольственные запасы, ГСМ, медикаментов. И в августе 1986 года нас торжественно проводили через Северный морской путь в родную часть. Шли караваном: плавбаза подводников, два морских буксира, подводная лодка и наш корабль ПСКР «Буг». Каждый участок Северного морского пути нас сопровождали ледоколы «Россия», «Арктика» и «Адмирал Макаров».
Зашли на полуостров Диксон, где возложили венки к подножию памятника героям Великой Отечественной войны. Прошли через все северные моря. Видели и северное сияние, и моржей, и тюленей, и белых медведей, и китов. Через Берингов пролив попали в бухту Провидения. Затем был Петропавловск-Камчатский, заходили на острова Уруп, Итуруп. И, в конце концов, завершили дальний поход, длившийся два с половиной месяца, на о. Шикотан.
Нам торжественно вручили знак, свидетельствующий о том, что мы побывали в дальнем походе и присвоили очередные воинские звания, в частности мне, старшина 1-й статьи. Корабль прошёл после тяжёлого похода «ревизию» во Владивостоке в бухте Золотой Рог. И после этого началась боевая служба.
Основная задача нас, морских пограничников, охранять дальневосточные рубежи нашей родины и биоресурсы. Нередко нарушителями были японские и корейские рыбаки, которые ловили в нашей акватории запрещённого краба, рыбу. Если мы при досмотре шхуны находили хоть клешню, то им приходилось платить штрафы в валюте. Довелось задерживать шхуны, оборудованные очень серьёзной радиолокационной аппаратурой, и явно команда вела не ловлю рыбы, а разведывательную деятельность.
Ещё много что можно вспомнить, ведь служба в армии – это для меня самые яркие и незабываемые годы жизни.
Наталья Корохова.
Фото из армейских альбомов.
|
Сегодня в номере
«Полностью обеспечена
продовольственная
безопасность региона»
Виктор Назаров, губернатор:
12 февраля, в ходе встречи с жителями Знаменского района губернатор Виктор Назаров подчеркнул...
подробнее...
Где же льготы на капремонт?
Спрашивали - отвечаем
В редакцию позвонили пожилые называевцы...
подробнее...
«Я только в поезде узнал,
что служить придётся
три года»
Армейские воспоминания
Пограничники, моряки, танкисты, связисты, артиллеристы – у каждого из этих родов войск есть свой профессиональный праздник...
подробнее...
Горячая линия.
Штраф в 300 тысяч.
Призеры областного этапа.
Коротко о разном
подробнее...
На фронт призвали
в 1942 году
Фотопроект «Великой
Победы творцы»
На памятнике воинам-землякам, что расположен в центре села Мангут, высечено более 200 фамилий...
подробнее...
В службе «одного окна»
работают универсальные
специалисты
Многофункциональный центр
Чуть больше года назад в Называевске открылся Многофункциональный центр...
подробнее...
«Не верили все,
что Иван погиб»
Фотопроект «Великой
Победы творцы»
Все мы слышали, что из Называевского района на фронт было призвано 8900 человек...
подробнее...
Снегоходы мчатся
по гоночной трассе
Зимние старты
14 февраля впервые в Называевском районе на трассе СТК «Кросс» прошли гонки на снегоходах.
подробнее...
Что читатель нам расскажет?
Таисья Ефремовна и Михаил Александрович Жидик, г. Называевск: - Время летит незаметно...
подробнее...
Конькобежцы
Коротко о спорте
Соревнования по конькобежному спорту проходили в зачет районного «Праздника Севера...
подробнее...
Муниципальные услуги
в электронном виде
Обратите внимание
подробнее...
|