Прямая речь
Виктор Назаров:
«С полной ответственностью
говорю, что мы нацелены только
на позитивное развитие региона» | 19 июня в Законодательном Собрании Омской области губернатор Виктор Назаров выступил с докладом об итогах работы регионального Правительства за прошедший 2013 год.
О рейтинговых показателях
Наш регион – лидер в России по приросту сельхозпродукции. В числе лучших мы по развитию малого предпринимательства. Введен крупнейший в постсоветский период завод по производству полипропилена. На полторы тысячи больше чем в 2012 году было создано дополнительных мест дошкольного образования.
Безусловно, экономика области не может не испытывать нестабильность мировых и общероссийских процессов. Темпы социально-экономического развития показывают сегодня невысокую динамику. Но по приросту ряда показателей регион превышает среднероссийский уровень.
По оценке итогов развития за 2013 год международное рейтинговое агентство «Мудис Интерфакс» подтвердило рейтинг Омской области как региона с повышенной кредитоспособностью по сравнению с другими субъектами России.
Валовой региональный продукт по оценке вырос к уровню 2012 года на 4% при среднероссийском росте ВВП 1,3%. Это обеспечено, прежде всего, за счет роста в экономикообразующих отраслях – обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Если по России промышленное производство показало рост всего в пределах 0,4%, то в Омской области прирост – 3%, а в обрабатывающей промышленности – более 4. Наибольший рост показали нефтеперерабатывающая и химическая отрасль, производство электрооборудования, машин, транспортных средств, стройиндустрия, деревопереработка.
Высокий урожай зерновых обеспечил нам лидерство среди регионов России по темпам роста – это более 28% к уровню 2012 года. Собрано 3 млн. 400 тыс. тонн зерна.
О проблемных моментах
В 2013 году произошел спад в животноводстве (98,7%) за счет сокращения поголовья КРС.
В прошлом году объем инвестиций в целом по региону сократился на 7%, что стало также отражением макроэкономических тенденций. В предыдущие годы были большие объемы вложений в проекты, которые завершены уже в 2013 году. Введен завод по производству полипропилена, который вышел на проектную мощность 180 тыс. тонн в год, была закончена и сдана в эксплуатацию парогазовая установка на ТЭЦ-3. Плюс - завершенные проекты по строительству очистных сооружений "Сан ИнБев" и комбикормового завода "РУСКОМ-Агро".
Отрицательный тренд в инвестиционном секторе – это для нас сигнал, который говорит о снижении экономической активности, эффективности бизнеса, росте его издержек. Сальдированная прибыль предприятий в 2013 году уменьшилась почти на 29%. Это, безусловно, очень много, даже принимая во внимание высокую базу предыдущих лет.
Поэтому наша задача для изменения этого тренда – запуск механизмов, которые дадут импульс для экономического роста, основанного на внедрении инноваций, развитии новых высокотехнологичных производств в рамках реализации кластерной политики, которую мы определили для себя как основной источник развития региона.
Об инвестиционных шагах
В этом направлении уже сделан ряд серьезных шагов. Первое - пакет инвестиционных законов усилен в части расширения категорий организаций, которым предоставляются инвестиционно ориентированные налоговые преференции.
Организациями, которые уже пользуются налоговыми преференциями, ведется активная инвестиционная деятельность. За период действия льгот ими запущены новые производства, выведены на рынок новые марки продукции, создано около тысячи новых рабочих мест. О высокой эффективности льгот говорит тот факт, что на 1 рубль "налоговых расходов" областного бюджета приходится практически 45 рублей увеличения стоимости основных фондов.
Впервые в нашей региональной практике был предоставлен инвестиционный налоговый кредит. Пионером стал проект акционерного общества "Высокие технологии".
Появились принципиально новые элементы инвестиционной инфраструктуры. Во-первых, это специализированная структура по работе с инвесторами – Корпорация развития. Ее создание – требование времени. Сегодня инвесторам нужны не только налоговые льготы. Не менее важно содействие в сфере сопровождения проектов, организации их финансирования, проектного управления. Корпорация позволяет выстроить работу с инвесторами в рамках "одного окна".
Во-вторых, в прошлом году создан Инвестиционный совет при губернаторе. Обсуждение в открытом формате сложных, межуровневых вопросов позволит ускорить вхождение инвесторов в наш регион, упростить самый сложный этап – начало реализации проекта. Речь идет в первую очередь о помощи по снятию барьеров для бизнеса, согласованию различных разрешительных процедур, упрощению работы с контролирующими органами.
О развитии АПК
Существующие в этой сфере проблемы должны стать предметом конкретной работы Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Оно должно быть более оперативным, прогнозировать тенденции и своевременно реагировать на них. Да и Министерство экономики в этом плане должно содействовать.
Определенные шаги уже сделаны. Правительством Омской области взят курс на поддержку модернизации и технического переоснащения животноводческих комплексов.
В 2013 году проведена реконструкция и модернизация животноводческих помещений в 26 хозяйствах с вводом в эксплуатацию 12 новых современных доильных залов. Это совершенно новый уровень ведения животноводства, основанный на беспривязном содержании крупного рогатого скота.
А в этом году уже введены в эксплуатацию после реконструкции и модернизации 3 животноводческих комплекса в Любинском, Азовском и Шербакульском районах.
Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию в отрасли. По состоянию на 1 июня поголовье коров увеличилось к началу года на 3,2 тысячи голов. Объем производства молока к уровню прошлого года увеличился более чем на 6,3 тыс. тонн.
Изменены подходы к субсидированию производителей молока – чем выше сортность, тем больше ставка субсидии. Объем выплаченных субсидий для сельхозорганизаций увеличился в 1,8 раза по сравнению с 2012 годом.
Значительно улучшились качественные показатели – сельскохозяйственными организациями высшим сортом реализовано почти 70% молока, это больше на 28%, чем в 2012 году.
В 2013 году освоены и внедрены новые формы и методы поддержки, продиктованные присоединением России к ВТО, – субсидии по несвязанной поддержке. И здесь у нас накоплен пусть пока небольшой, но весьма полезный опыт. Например, мы видим, что несвязанная поддержка в области растениеводства стала одним из инструментов пополнения оборотных средств аграриев. Это очень важно для эффективного проведения сезонных полевых работ.
Значительного усиления требует работа по поддержке местной переработки, продвижению омских товаров на рынок, развитию логистики для омских товаропроизводителей. В прошлом году уже начата работа по созданию логистического центра по переработке и реализации овощей.
В 2013 году продолжено строительство производственного комплекса по глубокой переработке масличных культур мощностью более 140 тыс. тонн в год в Таврическом районе. Общий объем инвестиций по проекту оценивается в 1,2 млрд. рублей. С инвестором прорабатываются вопросы стопроцентной загрузки производства масленичных культур сырьем наших сельхозтоваропроизводителей.
В прошлом году началась реализация проекта строительства в Омске завода по переработке молока мощностью до 200 тонн, запуск которого планируется во втором полугодии текущего года.
О малом бизнесе
Последние два года здесь отмечается тенденция сокращения количества предпринимателей. Но вместе с тем оборот малых организаций по сравнению с 2012 годом вырос на 6,2%, количество работников малых предприятий увеличилось на 2,2%. То есть масштаб бизнеса на сегодняшний день сохраняется.
И в целом в рейтинге регионов России по оценке эффективности деятельности региональной власти Омская область заняла 1 место по сводному индексу развития малого и среднего предпринимательства. Данный рейтинг составлен не только по уровню развития бизнеса, но также и по динамике показателей в этой сфере.
Наша законодательная инициатива о введении практики предупреждающего воздействия для субъектов предпринимательства без наложения штрафов поддержана Минэкономразвития России. И с прошлого года ряд территориальных управлений федеральных контрольных органов уже начал применять подобные профилактические меры.
О жилищном строительстве и капитальном ремонте
Всего в 2013 году введено 826,5 тысячи кв.м жилых домов, что на 12% больше, чем в предшествующем году.
Реализовывалась программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с данной программой был осуществлен капитальный ремонт на 182 домах. В настоящее время все работы завершены. В 2014 году планируется проведение капитального ремонта на 466 домах.
В 2013 году начата реализация региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанной до 2017 года. В результате в 2013 году из аварийного жилищного фонда переселено порядка 1000 человек. В 2014 году планируется переселить 2611 человек.
О газификации
В прошлом году построено более 440 км газопроводов различного назначения, газифицировано более 9 тысяч квартир. В том числе за счет подключений к ранее построенным сетям газоснабжения, а также привлечения бюджетных средств по Плану газификации районов построено 213 км газопроводов различного назначения.
При этом уровень газификации жилищного фонда природным газом в целом по Омской области на 1 января 2014 года составил более 26%.
О социальной сфере
В 2013 году почти на 20% увеличился естественный прирост населения. Эта положительная тенденция удерживается уже три года.
Омская область занимает одну из лидирующих позиций в России по числу прибывших соотечественников. Но пока по-прежнему много омичей уезжает. Причины известны – получить образование и высокооплачиваемую работу в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Остается привлекательным тюменский север. Конечно, решение базовых проблем миграции возможно при общем повышении уровня жизни в регионе. А это интересная, позволяющая реализоваться и получать хорошую зарплату работа, качественные здравоохранение и образование, доступное жилье.
От Заксобрания поступил вопрос о решении проблемы дефицита мест в детских садах. На сегодня мы практически исчерпали резервы открытия дополнительных групп в действующих садах и при школах. Кардинально решить проблему может только новое строительство – как за счет бюджетных средств, так и на условиях государственно-частного партнерства, либо возврат зданий в систему образования.
В результате принятых мер в 2013 году охват детей в возрасте от 3 до 7 лет услугами дошкольного образования превысил 80%.
Всего по итогам 2013 года в образовательных организациях Омской области создано 5245 дополнительных мест дошкольного образования. Из них социальными предпринимателями – около 600 мест в частных дошкольных учреждениях.
Всего за 2013 год многодетным семьям под строительство домов и дач бесплатно предоставлено в собственность 854 земельных участка, из них 199 – в Омске.
Правительство на постоянном контроле держит ситуацию по обеспечению жильем детей-сирот. В прошлом году для них приобретены 143 квартиры, по договорам долевого строительства принято 349 жилых помещений, за счет средств областного бюджета отремонтировано 9 помещений. Всего обеспечено жильем 500.
В 2013 году создана система оказания ранней комплексной помощи для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей введено дополнительно 149 мест дошкольного образования.
Для поддержки одаренных детей-инвалидов, общественного признания их талантов учреждена и впервые вручена специальная премия Губернатора Омской области "Мир открытых возможностей".
Введен принципиально новый механизм оказания государственной социальной помощи – на основании социального контракта. За 2013 год заключено 182 социальных контракта с малоимущими семьями.
В сфере поддержки социально уязвимых граждан стоит еще отметить создание 105 "приемных семей" для граждан пожилого возраста и инвалидов.
О зарплатах
По итогам 2013 года зарплата учителей увеличилась на 25%. Также увеличена зарплата другим категориям педагогов, воспитателям детских садов, медикам, социальным работникам и работникам учреждений культуры Омской области.
В этом году предусмотрен дальнейший рост зарплаты работников бюджетной сферы. Заложены необходимые для этого средства – порядка 6 млрд. рублей в бюджете Омской области.
Но мы не просто повышаем заработную плату. Надо понимать, что растут требования и должен быть конкретный результат – выход на новый качественный уровень образования, медицины и услуг других социальных отраслей. Поэтому глобальной новацией станет переход на эффективные контракты. Это позволит повысить ответственность за результаты, стимулировать профессиональный рост специалистов во всех сферах.
Об областном бюджете
В прошлом году областью выпущен облигационный займ, что позволило сократить расходы областного бюджета на обслуживание государственного долга Омской области до 7,85 % годовых, что ниже банковских ставок.
В 2013 году мы перешли к программной структуре расходов областного бюджета. Проведена масштабная работа по разработке и утверждению 18 государственных программ Омской области. Оценен вклад планируемых мероприятий в обеспечение роста экономики и их влияние на создание рабочих мест, привлечение инвестиций и поступление налоговых доходов. Все это увязано с объемами бюджетного финансирования.
В текущем году уже принят ряд мер по укреплению финансовой самостоятельности Омской области. В апреле проведена оптимизация расходов областного бюджета на 2014 год более 1 млрд. рублей за счет сокращения неприоритетных расходов и начала оптимизации бюджетной сети.
Мы подошли к предельному дефициту и объемам заимствования. Нужно понимать, что мы на пределе финансовых возможностей нашего региона. Далее нам предстоит только оздоровление бюджета. Мы понимаем, что это будет непросто. И от того, насколько профессионально власть подойдет к вопросу финансового оздоровления и повышения бюджетной эффективности, будет зависеть в итоге состоятельность политических институтов.
Решение столь амбициозной задачи, как бездефицитный бюджет, невозможно реализовать только краткосрочными мерами. Необходимы повышение доходов бюджета по всем направлениям, оптимизация системы бюджетных учреждений, более жесткая расстановка приоритетов.
|